Луксор
поделиться: |
В 12 часов дня мы прибыли в Карнакский храм в Луксоре. При вылезании из автобуса было обнаружено, что окружающая температура около 40 градусов, а мой фотоаппарат черного цвета, не прикрытый рукой, за несколько минут нагревается до такой температуры, что дотронуться невозможно. Также мы обнаружили, что все 150 автобусов, которые выехали из Хургады, будут одномоментно осматривать Карнакский храм. Конечно, храм очень большой — несколько гектар, но всё-же туристов было очень много.
Здесь Арафат передал нас Махмуду — гиду, который будет вести экскурсию в Луксоре и вообще сопровождать нас весь круиз. Махмуд почему-то обозвал нашу группу «Захарофф». Еще во время поездки Арафат охарактеризовал нашего гида в круизе очень положительно, особенно в части знания русского языка. Его уверения оказались правдой лишь отчасти: Махмуд действительно говорил по-русски намного лучше Арафата, но знания о падежах, склонениях и предлогах у него всё-равно отсутствовали. Поэтому смысл экскурсий во время круиза был понятен лишь приблизительно, а чтобы понять содержание экскурсий нужно было включать активную мозговую деятельность, подобную чтению кода на каком-нибудь языке программирования, где одни символы следуют за другими и только по их взаимному порядку можно догадаться о смысле фразы. Намного больше информации черпалось из путеводителя, который я заранее купил, начитавшись отзывов об египетских гидах.
Кстати, спешу опровергнуть утверждения питерских менеджеров: в Египте прекрасно работают и русские и европейские гиды, а не только местные жители. Судя по всему, никаких законодательных преград для этого не существует. На теплоходе «Liberty», который плыл параллельно нам был русский гид, также много гидов-европейцев мы видели на экскурсиях в храмах. Ради справедливости отмечу, что гиды-египтяне, по понятным причинам, намного лучше решают проблемы с местным населением.
Карнакский храм объединяет в себе несколько храмов, которые строили разные фараоны. Это множество залов и колонн, которые исписаны письменами, изображениями богов и фараонов. В развалинах и залах можно запросто заблудиться, это при том, что значительная часть храма на реставрации. Вообще на всех экскурсиях по храмам нас то и дело пробивал хохот, вспоминая известную сценку в исполнении Вадима Галыгина… «и естественно, в неестественных позах» и «наверное, что-то случилось», «на древнеегипетском написано «продлевать будете», и внизу на древнеармянском «нэт, нэ будем»».
В Карнакском храме есть статуя священного жука скарабея. Как и водится, надо пройти вокруг него определенное число раз, чтобы было Вам «счастье» (для различных вариантов благоденствия нужно обойти вокруг жука различное число кругов). Поскольку в храм одномоментно прибыло 150 автобусов, то образовался целый хоровод из туристов из-за которого жука можно было разглядеть с трудом.
После Карнакского храма нас повезли в так называемый Луксорский институт папируса. Причем дорога проходила по набережной Нила, где с одной стороны располагались самые дорогие гостиницы Луксора, а с другой — стояло множество теплоходов. Наша группа потекла слюной в надежде заехать на теплоход, сдать вещи, посмотреть каюты и немножко переждать жару, но данные побуждения были пресечены гидом — видимо наше пребывание было оплачено только с 7 вечера.
По факту институт папируса являлся магазином-галереей, которых великое множество в Луксоре и Каире. Во всех подобных заведениях туристам предлагается стандартная программа: сначала мастер показывает, как изготовляется настоящий папирус, затем всем предлагается купить папирусы с различными изображениями. Цены на рисунки установлены, но можно торговаться. Причем цены очень приличные: от 20 долларов за маленький-маленький рисунок на папирусе. Для сравнения мы купили в гостинице папирус 40*60 см за 10 долларов.
Меня умиляет уловка, на которую попадают почти все туристы: во всех галереях и магазинах продавцы уверяют, что именно их товар — настоящий папирус. И я даже верю, что это действительно папирус. Все, кто загорается идеей покупки, начинают кропотливо изучать товар на предмет подлинности в соответствии с инструкциями, которые только что им рассказал бодрый молодой человек. Но возникает другой вопрос: зачем Вам подлинный папирус? Вы что такие большие ценители египетской культуры. Максимальная роль для этих папирусов — быть подаренным и повещенным на стенку. А там подлинность вряд ли кто-то сможет проверить.
После мы поехали, как позже выразился один из гидов, в храм «Ням ням». Обед шведский стол был оплачен, за исключением напитков. Тут были обнаружены целебные свойства Кока-колы, которая просто великолепно снимает желудочный дискомфорт, который сопровождал нас весь день. Столовая располагалась на берегу Нила и после обеда со стороны Нила нас ждала лодка, которая должна была переправить нас на другой берег Нила — в город мёртвых.
Отличилась самая полная дама из нашей группы. Она стала жаловаться местным арабам, что двери у них слишком узкие, трудно через них проходить. На что ей ответили «извините, мадам, это окно, дверь рядом» (стена имела сплошное остекление от стены до стены, от пола до потолка).
Огромное удовольствие всем доставила переправа на катере через Нил: во-первых, у воды было намного прохладнее, во-вторых, виды реки с теплоходами и пальмами радовали глаз. Некоторые даже предложили остаться на катере, и не ехать на экскурсию.
А повезли нас дальше в храм царицы Хатшепсут, который имеет очень необычную архитектуру для египетских храмов, и находится у подножия огромной скалы. В храме работают охранники-автоматчики, которые в основном занимаются не охраной объекта, а фотографированием с туристами. Разуется, фото платное — 1 доллар, причем у меня сложилось впечатление, что на фото автоматчик зарабатывает намного больше, чем ему платит государство. Кроме автоматчиков в храме также ошиваются обычные арабы, которые имеют привычку подбегать сади к фотографирующимся туристам, а потом просить за фото с ним бакшиш, разуется в размере 1 доллара.
Между автостоянкой и храмом курсирует своеобразный автомобильный поезд, подвозящий туристов к храму Хатшепсут и обратно на автостоянку. Назначение сего аттракциона осталось для меня загадкой, может быть выхлопные газы от автобусов разрушают храм?
После нас завезли в магазин камней. Разумеется, сначала быстренько показали технологию изготовления каменных изделий. Технология бывает ручная: тупо араб долбит камень с помощью острого молотка и автоматическая: араб берет нечто среднее между коловоротом и рыбацким буром и ковыряет этим камень. Этот «представление» повергло в шок всех присутствующих степенью автоматизации.
Стены магазина заставлены безделушками из камня. Денису очень понравились статуэтки из фосфора — светятся в темноте, одну из них мы купили.
На выходе еле отбились от навязчивого араба, который впихивает всем кусочки необработанного камня, приговаривая «презент, презент, фри, фри», если взять, требует бакшиш в размере доллара.
Следующая остановка — долина царей или долина мёртвых — ущелье, где было захоронено множество фараонов, в том числе здесь нашли знаменитую гробницу Тутанхамона (содержимое гробницы — маска Тутанхамона из чистого золота, многочисленные саркофаги и т.п. вывезены и выставлены в Национальном музее в Каире. Были там через несколько дней), в долине осталась только мумия Тутанхамона (нам её не показывали).
По мере приближения к долине царей замечаем отсутствие других автобусов, жара стоит нестерпимая, видимо далеко не у всех туристических групп хватает терпения добраться сюда. В горах — несколько блокпостов и вездесущие автоматчики. Идем в беседку вместе с гидом и слушаем его рассказ. В силу «очень хорошего» знания гидом русского языка все понимают только первые два предложения. По окончанию рассказа все с чувством «ну надо же сходить, что зря приехали, больше тут никогда не будем» идем в три гробницы, где сохранились подлинные рисунки на стенах, которым несколько тысяч лет. На входе в каждую гробницу стоят арабы (вероятно, смотрители) и настойчиво требует бакшиш (не билет, который нам купил гид, а бакшиш). Все его дружно игнорируют.
В целом, впечатляет возраст рисунков, однако их смысл не понятен никому. С другой стороны, возникает очень гнетущее ощущение, вероятно проклятие фараонов еще действует. Плюс мозолят глаза арабы, которые что-то лопочут на своем. По возвращению в автобус все туристы признаются, что от посещения долины мертвых осталось очень неприятное ощущение.
Также очень неприятное ощущение остается от места: для захоронения фараонов специально выбрали вдалеке от города в пустынных скалах. Формируется очень отрицательное мнение об арабах:
- сначала они разграбили эти гробницы, которые, кстати, принадлежат совсем другой культуре, и вообще не были предназначены для вскрытия и всеобщего обозрения;
- потом организовали на этом, по сути, кладбище, музей;
- навязчиво требуют купить у них что-нибудь на базаре около музея или просто требуют бакшиш ни за что, хотя билет мы уже купили.
У нас остается последняя остановка перед колоссами Мемнона — две огромные статуи фараона — единственное, что осталось от огромного храма. Но и сейчас эти сооружения производят впечатление.
поделиться: |
поделиться: |