Ансамбль в Коровниках

поделиться:

Ансамбль в Коровниках можно назвать гордостью ярославской школы зодчества, ее классическим произведением. Если Вы уже побывали на Стрелке, с которой видны многие достопримечательности Ярославля, то, наверняка, увидели и знаменитый архитектурный ансамбль в Коровниках.

Если Вы посещаете Ярославль во время речного круиза и время стоянки небольшое, то ансамбль можно рассмотреть с борта теплохода — если Вы идете вниз по Волге, то его видно через несколько минут после отправления; если Ваш теплоход идет вверх, то за несколько минут до швартовки.

Ансамбль в Коровниках часто называют жемчужиной ярославской архитектуры за его строгость, гармоничность и монументальность.

Сейчас это старообрядческая церковь. Возведение церковных построек проходило с 1649 года и до конца XVII столетия, а роспись была выполнена в 1730-х годах, то есть на создание комплекса ушло более 80 лет.

История

Ансамбль в Коровниках расположен на правом берегу Волги, чуть ниже устья Которосли. В давние времена жители этих мест выгоняли скот на заливные луга, здесь же они его и доили. Поэтому этот район называли «Доилово» и «Коровники». Позже основным занятием жителей слободы стало рыболовство и ремесленная деятельность, в основном, здесь жили кирпичники, гончары и мастера по керамике.

С 1649 по 1654 год вместо старой деревянной церкви был возведен летний храм Иоанна Златоуста. Деньги на строительство пожертвовали купцы — братья Федор и Иван Неждановские. Через 15 лет сооружается зимний храм в честь Владимирской Богоматери, в 1680-х годах — звонница. Ограда со Святыми воротами построена в конце XVII века.

В 1935 году храм был закрыт и в нем разместился склад, в котором хранили соль, что привело к потере значительной части фресок. Долгие годы строения были заброшенными и практически безнадзорными, отчего очень сильно пострадали.  В 1992 году состоялась передача церковного комплекса РПСЦ, силами которой в настоящее время ведутся реставрационные работы.

Церковь Иоанна Златоуста

Церковь Иоанна Златоуста состоит из главного храма и двух приделов, пристроенных с южной и северной стороны. Посмотрите внимательно на основной объем здания — по высоте он меньше, чем барабаны с куполами. Кроме того, строение «растянуто» в ширину благодаря шатрам на боковых приделах. Все это подчеркивает монументальность, мощь и величие храма, а огромные купола создают впечатление устремленности ввысь. Церковь Иоанна Златоуста можно сравнить с птицей: два его крыльца — словно поджатые птичьи лапы, а крупные главы сливаются в единый шатер, взмывающий в небо.

В качестве отделки фасадов первоначально использовался фигурный кирпич, а позже, в 1680-х годах, стены были украшены разноцветными изразцами. Это творение мастеров можно смело назвать ярославским чудом.

Среди декоративных элементов фасадов — пояски и ширинки (квадратные углубления с изразцами). Окна, их всего девять, оформлены витражами и наличниками с причудливым рисунком. Причем все они имеют неповторяющиеся узоры наличников. Обратите внимание на крыльца необычной формы — их украшают арки с декоративными белокаменными гирьками, которые раньше называли «висяги» или «вислое каменье».

Наибольшее восхищение вызывает убранство главного апсидного окна, расположенного на полукруглом выступе с восточной стороны (где расположен алтарь). Наличник высотой в восемь и шириной в пять метров, выполненный из разноцветных изразцов, удивляет своей красотой. Сам силуэт наличника очень сложен, а узор изыскан, это высшее достижение ярославских мастеров.

Храм был расписан в 1732–1733 годах бригадой иконописцев под руководством Алексея Соплякова.

Церковь в честь Владимирской Богоматери

Владимирская церковь также является пятиглавым храмом и в общих чертах напоминает Церковь Иоанна Златоуста, но выглядит скромнее. С западной части строения Вы видите массивную пристройку, это трапезная. Вместе с тем, храм не имеет боковых приделов и галереи, а декор фасадов значительно сдержанней.

Верхняя часть основного здания украшена выступающим пояском и декоративными элементами — кокошниками. Несколько окон обрамлено наличниками с завершением в виде короны.

Храм в честь Владимирской Богоматери теплый, но из-за большого объема помещений в зимнее время он плохо протапливался. Поэтому строение было перегорожено и верхняя его часть служила подсобным помещением.

Интересно, что росписи храма, выполненные в 30-х годах XVIII века были восстановлены через шесть десятилетий Василием Сарафанниковым и потомственным иконописцем Ефимом Сопляковым (дед Ефима Соплякова — Алексей Сопляков, автор фресок, созданных первоначально).

Колокольня

Колокольня имеет вид шатра, ее высота составляет 37 метров. Это стройное восьмигранное сооружение часто называют «Ярославской свечой». Звонница декорирована фигурным кирпичом и изразцами, фризом (рельефным поясом) и кокошниками.

Святые ворота

Ограда и Святые ворота были построены в 90-х годах XVII века, причем, высота забора со стороны Волги несколько меньше, тем самым, открывается изумительный вид на Колокольню и храмы со стороны реки. Ограда представлена невысокой кирпичной стеной

Со стороны Волги ансамбль в Коровниках выглядит величественным и строгим, о чем и мечтали его создатели. Церковные здания кажутся воздушными, они, словно, устремлены ввысь и в тоже время монументальны. К сожалению, храму требуется длительная реставрация и пока он не действующий.

поделиться:

поделиться:




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.