Площадь Навона и Фонтан четырех рек в Риме

поделиться:

Площадь Навона — одна из самых праздничных в Риме, здесь всегда много туристов, желающих увидеть изумительные фонтаны, дворец  Памфили и прекрасный фасад церкви Борромини. По итальянски площадь – пьяцца. Пьяцца Навона расположена на месте древнего стадиона, построенного ещё в античные времена Гаем Юлием Цезарем и поэтому она имеет форму вытянутого прямоугольника. Позже стадион был перестроен императором Домицианом.

Площадь Навона стала архитектурной достопримечательностью с XV века. Застроенная в стиле барокко она выглядит как просторный овальный зал с фонтанами. Под рождество и в праздники здесь проводятся ярмарки со сладостями, каруселями и тирами, а в обычные дни здесь играют музыканты, художники рисуют портреты всех желающих, а публика постарше снисходительно смотрит на все происходящее, сидя за столиками кафе и наслаждаясь утренним кофе или вечерним бокалом вина.

Свое имя площадь Навона получила от греческого слова агоны, что означает «состязание», а в последствии от этого слова и произошло название Навона.

История площади Навона

В 46 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь для состязаний атлетов построил на этом месте временный стадион, — так появился форум Цезаря. С годами стадион из временного превратился в постоянный.

Во времена императора Доминициана он был перестроен — здесь появились скульптуры и другие произведения искусства, а размеры арены составили 275 на 106 метров, вместимость — 15 тысяч зрителей.

В XV веке на бывшем стадионе был устроен рынок, где по праздникам проходили гуляния на колесницах, публику развлекали всадники и выполнялись гимнастические трюки. Но самый яркий спектакль можно было увидеть в августе, когда все пространство бывшей арены преграждалось и затапливалось. По воде, как по морю, разъезжали разукрашенные кареты, а также устраивались водные баталии. В любом случае зрелище было впечатляющим за счет ярких огней факелов и света окон окружающих арену дворцов.

Популярность площади Навона добавила Святая Агнесса, одна из самых почитаемых мучениц, посмеяться над которой хотели именно на арене Доминикана.


Церковь Сан-Аньезе-ин-Агоне и легенда о Святой Агнессе

Согласно легенде, 13-летняя христианка Агнесса, жившая в третьем веке, отказала в близости сыну проконсула, за что ее бросили обнаженной на арену на потеху зрителям. Но потеха не удалась, свершилось чудо — неожиданно волосы Агнессы выросли до пят, прикрыв тело девушки. Ее пытались сжечь на костре, но это также не удалось и тогда ее закололи кинжалом.

Святой Агнессе посвящен храм Сан-Аньезе-ин-Агоне, расположенный на пьяцца Навона. Голова мученицы до сих пор хранится в крипте этой церкви.

Строительство храма Сан-Аньезе-ин-Агоне начал Джироламо Райнальди в 1652 году, фасад выполнил Борромини в 1652–1655 годах, а освятили церковь в 1672 году. Над входом в храм покоится прах папы Иннокентия Х.

Слева от церкви находится дворец Панфили, построенный Джироламо Райнальдом и Франческо Борромини.


Фонтан четырех рек на площади Навона

Грандиозный фонтан четырех рек на площади Навона представляют скульптурные изображения рек четырех континентов — Дуная и Ганга, Нила и Ла Плату, олицетворяющие Европу и Азию, Африку и Америку соответственно.

В центре расположен Египетский обелиск из цирка Максенция высотой 16,54 метра, выполненный из асуанского гранита.  На обелиске уже в Риме были нанесены иероглифы, прославляющие римских императоров Домициана, Веспасиана и Тита. В 1651 году по велению папы Иннокентия X монумент перенесли на площадь Навона и украсили фигуркой голубя с оливковой ветвью, который является символом семьи папы — Памфили. Вокруг обелиска архитектор Джан Лоренцо Бернини выстроил свой знаменитый фонтан четырех рек.

Именно на площади Навона, где расположены церковь Сан-Аньезе-ин-Агоне и фонтан четырех рек, произошло противостояние двух великих архитекторов. Франческо Борромини казалось, что речные боги фонтана отвернулись от его творения — фасада церкви, а Джованни Лоренцо Бернини был человеком заносчивым и ему казалось, что святая Агнесса смотрит на его фонтан снисходительно. Была бы его воля, Бернини переделал бы статую, чтобы Агнесса взирала на его творение восторженно и с замиранием сердца.

Лоренцо Бернини, воодушевленный удачной работой над фонтаном четырех рек, решил откорректировать фонтаны Мавра и Нептуна.


Фонтаны Мавр и Тритон на площади Навона

Фонтан Мавра был создан по проекту Джакомо делла Порта, отреставрировал его тот же Бернини. Фигура Мавра, стоящего на огромной раковине и борющегося с дельфином, стала привлекать всеобщее внимание. Говорят, что пучеглазому арапу в центре скульптур Бернини придал черты своего врага, слишком сильно критиковавшего его работы. Остальные скульптуры были выполнены позже — в XIX веке.

Фонтан Тритон также построен по проекту Джакомо делла Порта и представлял собой обычную чашу, а скульптура бога морей Нептуна, борющегося со спрутом, появилась в конце XIX века.

Рассказывают, что папа Иннокентий Х так любил площадь Навона, что когда не стало хватать средств на содержание фонтанов, ввел новый налог — на фонтаны, на что жители Рима ответили: «Pane, pane, non fontane!», что переводится как Хлеба, хлеба, а не фонтанов!

Площадь Навона любима туристами, всегда заполнена народом. Поэтому надо учесть, что если Вы решили посидеть здесь в кафе или заказать портрет у местных художников, то стоить это будет значительно дороже, чем в других районах Рима.

поделиться:

поделиться:




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.