Музей корабля «Васа» в Стокгольме

поделиться: |
Корабль «Васа» — это единственное в мире судно XVII века, сохранившееся до наших дней. Это памятник роскоши и одновременно безрассудства.
Как доехать до музея корабля «Васа»
- На метро (станция Карлаплан), затем пройти пешком около минут 10 по улице Напвавагэн до острова Юргоден
- От паромного термирала Вяртахамн (СильяЛайн и Таллинк) — на автобусе 76 до остановки «Юргордсброн» (Djurgårdsbron), далее 5 минут пешком
- Из центра города и от Гамла Стана можно добраться по воде на кораблике
- Из Старого города Стокгольма можно дойти пешком. Так, от Королевского дворца до музея расстояние составляет 2,5 км. Идти вдоль центральной набережной и по самому острову-парку Юргорден. Этот маршрут подходит летом, в хорошую погоду и если Вы располагаете временем.
Время работы музея корабля «Васа» в 2025 году
- Ежедневно, кроме среды, с 10:00 до 17:00
- По средам с 10:00 до 20:00
Стоимость билетов в музей корабля «Васа» в 2025 году
- Для взрослых посетителей — 195 крон
- Для детей до 18 лет — бесплатно
- Наличные к оплате не принимаются
- На сайте музея можно скачать бесплатный аудиогид (в том числе на русском языке). Настоятельно рекомендуем воспользоваться аудиогидом — с ним посещение музея будет намного интереснее
История корабля
Король Швеции Густав II Адольф хотел построить самый мощный и самый красивый корабль своего времени. Для этого первоначальный замысел судна был изменен — были установлены дополнительные украшения на корме и две палубы пушек.
Балласта на дне судна оказалось не достаточно и оно затонуло при первом же своем плавании. Корабль «Васа» пролежал на дне до апреля 1961 года (более 300 лет) и был поднят лишь когда были разработаны новые технологии, способные поднять столь большое судно и появился интерес к подобным экспонатам.
С другой стороны, столь ранняя гибель корабля «Васа» в каком-то смысле оказалась плюсом — теперь мы можем наблюдать его в музее, в отличие от его собратьев, которые погибли в бою или, прослужив свой век, были разобраны на дрова и запчасти.
На острове Юргорден создан поистине «музей одного экспоната», который одновременно является самой популярной достопримечательностью Стокгольма.
Есть у этого музея и аналоги — например, парусник «Амстердам» в Морском музее столицы Нидерландов, в Санкт-Петербурге создается точная копия линейного корабля Балтийского флота «Полтава». Их преимущество в том, что любопытные туристы могут попасть внутрь всех помещений — от каюты капитана до склада с боеприпасами.
Преимущество корабля «Васа» в его подлинности. Впрочем, в этом музее Стокгольма также много наглядных стендов, которые рассказывают о строительстве корабля, жизни на его борту, особенностях парусного вооружения, смысле каждый фигуры на носу и на корме.
Дети могут поиграть в интерактивные стенды, распределив грузы на корабле так, чтобы он не перевернулся и мог благополучно отправиться в плавание (ну или наоборот).
Несмотря на то, что корабль «Васа» не имеет славной истории (также как наш Царь-колокол, который не звонил или Царь-пушка, которая не стреляла), сам музей необычен и забавен.
Корабль «Васа» — официальный сайт
поделиться: |
поделиться: |
Фотографии

Скульптурные украшения кормы «Васы» были расписаны яркими красками и частично позолочены

Воин в римском боевом облачении, лев и собака у ног означает снисходительность сильного к слабому

Корма достигает 14 метров, была жилищем для офицеров

Шведский государственный герб, который держат львы — скульптура

Строительство корабля на королевской верфи на острове Шеппсхольмен


Макет


Орудийные порты — во время боя они открывались и в сторону врага были обращены ярко покрашенные львиные морды

Скульптуры римских императоров вдоль гальюна изображают римских императоров в хронологическом порядке

Лев на носу держит герб династии Васа с изображением снопа



Бушприт


Модель


Украшения на корме, как они сохранились




Кормовые клюзы — отверстия для тросов, используемые при швартовке или буксировке шлюпок

Вид снизу вверх


Две палубы пушек

Нижняя палуба, располагающаяся под пушечной, использовалась для хранения запасов

Шпигат — небольшие сточные отверстия в борту корабля. Во время боя их затыкали, а на верхнюю палубу качали воду для защиты от пожара

Шпигат — небольшие сточные отверстия в борту корабля

Орудийные порты — во время плавания их держали закрытыми



Нижняя батарейная палуба — 350 кв. м., 30 пушек и 200 человек

Нижняя батарейная палуба

Руслень — толстая доска, являющаяся опорой для винтов и канатов, которые держат мачту

Верхняя батарейная палуба — 300 кв.м., 24 пушки и 200 человек

Носовое украшение «Васы» — лев, вырезанный из липы мастером Мортеном Редтмером

Гальюн — рабочая площадка для управления парусами бушприта

Гальюн — также здесь находилось отхожее место для команды

Скульптуры римских императоров украшают нос корабля

Скульптуры римских императоров расположены в хронологическом порядке, начиная с носа

Квадратный ящик вдалеке — отхожее место для команды. Во время шторма оно было опасным

Бушприт мог нести два паруса


Фок-мачта — нижняя часть оригинальная, длиной 25 метров

Шпиль применялся для поднятия парусов фок мачты, вокруг него могли ходить 16 человек

Решётчатый настил пропускал свет и воздух внутрь корабля

Кран-балка используется для выноса якорей с борта


Воин в римском боевом облачении — украшения

Отверстие для пушки

Верхняя палуба использовалась для разных работ и как место построения команды, также здесь стояли легкие орудия

Большой люк — через него загружались боеприпасы и провиант

Грот-мачта состоит из трех частей — нижняя мачта, марс-стеньга и брам-стеньга

Сохранившаяся оригинальная нижняя часть мачты

Корма достигает 14 метров над водой, это давало преимущество в ближнем бое, но снижало устойчивость судна

Ванты удерживают мачту, идут к бортам и корме

Система из тарлепов и юферсов позволяла натягивать ванты, не прилагая значительных усилий



Марс — место работы с парусами, также использовались в ближнем бою

Бизань-мачта состоит из нижней мачты и крюйс-стеньги

Бортовые галереи использовались в ближнем бою

Бортовые галереи сверху украшены русалками, тритонами и морскими существами, внизу — морскими воинами


Шведский государственный герб, который держат львы


Верх транца украшает лицо молодого Густава II Адольфа, грифоны держат над ним корону

Фамильный герб короля на щите, который держат херувимы, каждый из которых держит оливковую ветвь



Украшения на корме

Инсталляция о том, как затонул корабль


Расположение балласта внутри судна

Карта Швеции и соседних государств 1628 года


Кёнигсберг на карте

Рига на карте 1628 года

Москва и медведи на карте 1628 года

Карта 1628 года (реконструкция)




Модель королевской верфи на острове Шеппсхольмен


На верфи на острове Шеппсхольмен работало около 300 человек


Королевская верфь на острове Шеппсхольмен

Водолазный стакан использовался для поднятия пушек в 1660-х годах

Схема работы водолазного стакана

Макет, показывающий жизнь на корабле

Корабль «Васа» в разрезе (макет)

Макет, показывающий жизнь на судне

Макет, рассказывающий о жизни на судне

Палуба с пушками — модель в натуральную величину




Большая кабина для старших офицеров

Большая кабина, скамейка вдоль стены содержала 4 раскладные кровати для 8 человек






Плавучий маяк «Финнгрюндет» (Finngrundet), ныне музей

Выставка кораблей Морского музея Стокгольма

Ледокол-музей «Святой Эрик» (Sankt Erik)


Дыктанкхюсет (Dyktankhuset) — в этом здании обучали подводников

Музей корабля снаружи

Музей корабля «Васа» снаружи


Носовая фигура



Ванты



Как выглядели украшения после строительства

Краски

Корма

Как распиливались бревна


Пушки

На компьютере можно задать характеристики корабля и посмотреть перевернется он или нет

Украшение на носу

Носовая часть

Палуба

90 процентов деталей подлинные

Окна на корме


Герб Швеции на корме




Битва кораблей


Разрез корабля



Копия и подлинник


Стенд, рассказывающий о пушках


Очередь
