Челябинск — крупный промышленный центр на южном Урале
поделиться: |
Челябинск — это крупный российский город, областной центр, расположенный на восточном склоне Уральских гор, в центре материка Евразия. Население Челябинска превысило один миллион человек в 1976 году. Город обладает высоким промышленным потенциалом и по своей индустриальной мощи входит в десятку городов России.
Это развитый научный, культурный и спортивный центр Южного Урала, крупный транспортный узел, расположенный на Транссибирской магистрали.
На старом и современном гербе Челябинска изображен навьюченный поклажей верблюд — символ караванных путей, проходивших через эти места.
Происхождение названия
Существует несколько версий происхождения названия города:
- Башкирское слово Челябъ переводится как впадина и большая неглубокая яма. От этого слова и произошло название города, расположенного в ведро-образной котловине
- Некоторые историки считают, что название города произошло от имени собственного Селебей или Челебей, что означает «царевич» и «образованный»
- Также существует версия, что крепость была построена рядом с небольшим башкирским поселением под названием Селяба или Челяба, от названия которого был назван город.
Как добраться
В город можно добраться по железной дороге, на самолете и на автомобиле.
- На поезде можно доехать из любого крупного города России. Из Москвы поезда отправляются с Казанского и Ярославского вокзалов, время в пути составит 34–42 часа
- Самый быстрый способ — долететь до города на самолете, если лететь из Москвы, время в пути составит 2,5 часа. Аэропорт Челябинска Баландино имеет взлётно-посадочные полосы, признанные лучшими в России и соответствующими стандартам ИКАО
- На автомобиле ехать по трассе М5 или М7, время в пути из Москвы составит около 25–30 часов.
Что посмотреть
Одна из достопримечательностей города — пешеходная улица Кирова, или Кировка, как ее ласково называют жители. Эта улица стала не только пешеходной зоной, но и культовым местом и лицом своего города. Улица небольшая — её длина — чуть больше километра. Здесь чисто и спокойно, постоянно слышна музыка и многие приходят сюда, чтобы, неспеша, погулять и отдохнуть.
Главная изюминка Кировки — это уличные скульптуры, которые прекрасно вписываются в окружающие постройки. Здесь установлены скульптуры Нищего, Чистильщика обуви и ветерана-фронтовик, Левши и Аиста на крыше.
К сожалению, большое число памятников истории и культуры в Челябинске безвозвратно утеряны.
Дореволюционные постройки
По улице Кирова сохранился фрагмент каменных торговых рядов — кусочек главной торговой улицы купеческого города начала XX века. Также к дореволюционным постройкам относятся храмы:
- Александровская церковь, построенная по проекту архитектора А.Н. Померанцева в 1907 году
- Симеоновский кафедральный собор построен в 1885 году
- Троицкая церковь 1909 года, автор проекта — архитектор П.А.Сараев
- Соборная Ак-мечеть 1899 года, получившая название Белой мечети
- Синагога, построенная в 1900–1905 годах на улице Мастерской, ныне это улица Пушкина.
Памятники промышленной архитектуры
- Здание первой электростанции города
- Здание, принадлежавшее Данцигеру-Высоцкому по ул. Пушкина, 1 — образец челябинского «модерна».
Постройки советского периода
Среди строений советского периода следует отметить:
- Театр оперы и балета имени Михаила Глинки, сооруженный по проекту архитектора Николая Куренного, росписи выполнены под руководством художника Александра Дейнеки
- Театр драмы имени Наума Орлова
- Дворец спорта «Юность»
- Торговый центр, расположенный на набережной реки Миасс
- Цирк.
История города
История Челябинска, как и многих других городов России, началась со строительства в 1736 году крепости, возведенной на перекрестке нескольких дорог, на берегу реки Миасс. Это была сторожевая крепость размером около 130 на 130 метров с выступами по углам и двумя башнями с северной и южной сторон. Деревянные ограждения были выполнены из лежащих бревен.
Крепость имела ведущее значение в системе крепостей, построенных для обеспечения безопасности движения обозов с продовольствием и снаряжением для Оренбургской крепости — южного форпоста России.
В 1743 году Челябинск становится центром Исетской провинции. В то время это был ничем не примечательный захолустный городок Оренбургского края, в котором жили казаки, занимавшиеся хлебопашеством и скотоводством. Торговля здесь была развита слабо, а промышленность практически отсутствовала, имелось лишь несколько небольших кожевенных и кузнечных мастерских.
В 1787 году Челябинск получил статус города. Тогда он являлся местом политической ссылки, через которое проходили шедшие по этапу в Сибирь каторжники.
Ситуация не менялась до первых десятилетий XIX века, когда в городе была сформирована торгово-ремесленная прослойка. К середине XIX века в Челябинске стали проводиться ярмарки, на которых торговали хлебом и скотоводческой продукцией.
6 января 1885 года император Александр III принял решение о начале строительства Сибирской железной дороги, проходящей от Самары до Омска через Уфу, Златоуст и Челябинск. Так, с завершением в 1892 году сооружения железнодорожной магистрали небольшой уездный городок стал «воротами в Сибирь». Была построена крупная железнодорожная станция с развитой инфраструктурой, а население города увеличилось в несколько раз.
Наряду с развитием земледелия и животноводства, в городе появились десятки торговых фирм, а многие крупные компании создали здесь свои агентства и выполняли солидные торгово-финансовые операции. Сюда переводится таможня и организуется товарная биржа. В этот период возникают все предпосылки для дальнейшего роста Челябинска как крупного торгового и примышленного центра России.
Промышленный центр
Первые пятилетки стали для Челябинска временем промышленных преобразований. В этот период была запущена Челябинская электростанция, началось сооружение электрометаллургического комбината с тракторным, абразивным и ферросплавным, станкостроительным и цинковым заводами.
Во время Великой Отечественной войны в город были эвакуированы многие предприятия из центра СССР, в том числе Ленинградский, Кировский и Харьковский дизельный заводы, Московский завод «Калибр» и другие.
Соцгород ЧТЗ
В 1930-х годах в восточной части Челябинска были построены Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) и его Соцгород.
Соцгород возводился по проекту архитектора Алексея Бурова. Здесь появился целый район, где дома были построены пленными немцами. Сооружаются Католический костёл Непорочного Зачатия и протестантская кирха.
Все здания, в том числе жилые дома, были выполнены в стиле конструктивизма. Только театр ЧТЗ был реконструирован в 1948 по проекту архитектора Михаила Леженя в неоклассическом духе. Построенный микрорайон сочетал жилье и учреждения соцкультбыта: клубы и детские сады и ясли, детские и спортивные площадки и другие объекты социального назначения.
С середины 1930-х по 50-е годы застройка велась в стилистике постконструктивизма и неоклассицизма.
Соцгород ЧМЗ
В 1942 году на севере Челябинска был построен Соцгород Челябинского металлургического завода (ЧМЗ). Это чистый, благоустроенный и спокойный район с великолепной сталинской архитектурой.
Смотрите также
поделиться: |
поделиться: |