Ипатьевский монастырь

поделиться:

Ипатьевский монастырь является главным символом старинного русского города Кострома. Его история не отделима от важнейших событий в Северо-Восточной Руси, связанных с царскими династиями Годуновых и Романовых. Ипатьевский монастырь славится своими архитектурными памятниками, а также известен тем, что в нем хранилась ценнейшая Ипатьевская летопись — копия с древнего южнорусского летописного свода Киевской Руси.


Адрес

156004, г. Кострома, ул. Просвещения, 1.


Как доехать

  • Автобус №14
  • Маршрутные такси № 4, 8 и 11, 14 и 38.

Ехать до остановки «Ипатьевская слобода».


Режим работы

  • С 1 мая по 30 сентября ежедневно с 9:00 до 17:30
  • С 1 октября по 30 апреля ежедневно с 10:00 до 17:00
  • Музей закрыт 1 января

Стоимость билетов

  • Территория монастыря разделена на Церковный Историко-археологический музей Костромской епархии, куда допускаются посетители, и братскую территорию, доступную только для монахов.
  • Вход на территорию монастыря платный. Оплата принимается как вклад в музейно-реставрационную деятельность монастыря
  • Бесплатно на территорию монастыря можно попасть только для проведения богослужений с 5:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00
  • Стоимость посещения можно уточнить в паломнической службе по телефону 8 (4942) 31-25-89

Основание монастыря

Точная дата основания обители неизвестна и существует несколько вариантов относительно этого события:

  • Согласно самой распространенной версии, Ипатьевский монастырь был основан в 1330 году татарским мурзой Четом, сбежавшим из Золотой Орды в Москву, принявшим христианство и перешедшим на службу к князю Ивану Калите. Чет плыл по Волге и тяжело заболел. Согласно преданию, в том месте, где река Кострома впадала в Волгу, он остановился на стоянку и к нему пришло видение Божьей Матери, пообещавшей его вылечить. В благодарность за исцеление на этом месте им и была основана обитель, в которой он построил Троицкий храм с приделом во имя священномученика Ипатия и апостола Филиппа и храм во имя Рождества Богородицы. В дореволюционное время это была общепринятая версия и никем не ставилась под сомнение
  • По другой версии, обитель была основана в 1275 году князем Василием Ярославичем, братом Александра Невского. Он очень любил Кострому и даже когда стал великим князем владимирским, предпочитал жить в этом городе
  • По мнению костромского исследователя, историка и краеведа Николая Зонтикова, монастырь был основан в первой половине XIII века новгородцами, пришедшими на Верхнюю Волгу по реке Костроме. Обитель была освящена в честь покровителя новгородских посадников — священномученика Ипатия, епископа Гангрского. Мурза Чет был крупным жертвователем и покровителем монастыря. Позже обитель получила свое второе посвящение — во имя Святой Живоначальной Троицы, но в русской истории сохранилось её первое название — Ипатьевский монастырь.

В течение трех веков обитель не выделялась среди других, но во второй половине XVI века знатные боярские семьи Годуновых и Захарьиных, Вельяминовых и Сабуровых приближаются к царскому престолу. Все они считали Чета своим родоначальником и поэтому делают щедрые пожертвования обители.


Развитие и процветание

Всего в результате пожертвований богатых боярских семей земельные владения обители к концу XVI века увеличились более, чем в четыре раза. Особенно значительные вклады делают представители рода Годуновых. С 1586 по 1591 год Дмитрий Иванович Годунов, дядя будущего царя Бориса Годунова, пожертвовал на строительство обители около 1000 рублей деньгами и несколько сел и деревень. На эти средства были возведены многие строения, в том числе:

  • Троицкий собор. Троицкая церковь была сооружена в 1590 году, ставшая главным храмом обители
  • Крепостная стена. Первая каменная крепостная стена была построена в 1586 году по приказу царя Феодора Ивановича, их протяженность составила 518 метров. Крепостная стена имела четыре башни и пять въездных ворот, особое место среди которых занимали Святые парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Эта церковь была возведена в честь святых царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины
  • Звонница. В 1586–1590 годах построена каменная звонница с круглым верхом, которая простояла почти два столетия и была разобрана в 1812 году.  Сохранившаяся до нашего времени звонница была возведена в 1603 году. Она расположена рядом с Троицким собором, ее высота составляет около 30 метров.

Возводились также кельи и хозяйственные постройки.

Кроме денежных средств, представители рода Годуновых делали многочисленные пожертвования в виде церковных книг и утвари, организовали мастерскую живописи и библиотеку для книг и рукописей.

Вместе с тем, укрываться в этой мощной крепости пришлось не семейству Годуновых, а их политическим противникам.


Смутное время и подвиг Ивана Сусанина

В смутное время (1598–1614 годы) наступили трудные дни для Ипатьевского монастыря. Архимандрит Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года принесли присягу Лжедмитрию II и с этого времени обитель оккупировали их сторонники.

В феврале 1609 года костромичи приступили к осаде крепости, но взять ее сразу не удалось. Отряд самозванца был выбит из монастыря лишь летом того же года, после того, как к крепости подошло войско Василия Шуйского.

Во время штурма была взорвана крепостная стена, в результате чего пострадали надвратные церкви и Троицкий собор.

Но преодолеть смуту в то время не удалось и перемены наступили позже. Лишь после того, как было создано второе земское ополчение, возглавляемое Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, Москва была освобождена от иностранных интервентов. В феврале 1613 года на Земском соборе в Москве был избран новый царь — Михаил Романов.

В это время Михаила в столице не было, он находился вместе с матерью, старицей Марфой, в своем имении, в селе Домнине в Костромском крае. Из Москвы в Кострому направилось посольство. Поляки, узнавшие об избрании царем Михаила, решили захватить его. Чтобы найти дорогу в село Домнино, они взяли проводника.

Ценой своей жизни костромской крестьянин Иван Сусанин завел врагов в противоположную сторону и тем самым спас щестнадцатилетнего царя. Узнав об опасности, Михаил с матерью скрылись в Ипатьевском монастыре, куда прибыли послы и сообщили ему об избрании его на царство.


Расцвет при Романовых

С приходом к власти династии Романовых Ипатьевскому монастырю уделяется большое внимание. В память о событиях 1613 года русские цари постоянно посещают обитель и делают щедрые пожертвования, считая обитель своей фамильной святыней. Для них в Троицком соборе, по примеру московских храмов в Кремле, было сооружено специальное место.

В 1661 году выполняются работы по восстановлению крепостной стены, поврежденной во время военных действий в 1609 году. Кроме того, стены были надстроены и в некоторых местах они достигли высоты в 11 метров.

Сооружаются и новые строения. Так, в 1642–1643 годах на участке с западной стороны возводится каменная стена с тремя боевыми башнями и двумя воротами. Одна из башен с шатровым куполом была названа «зеленой» по цвету черепичной крыши. Так создается "Новый город".

В 1649 году Троицкая церковь была разрушена в результате взрыва хранившегося здесь пороха. В 1652 году был возведен новый каменный пятикупольный собор, сохранившийся до наших дней.


Троицкий собор

В 1685 году под руководством выдающихся мастеров древнерусской живописи Гурия Никитина и Силы Савина Троицкий собор был расписан. Фрески собора — это одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века, известные своим уникальным исполнением и разнообразием сюжетов.

Фрески покрывают почти всю поверхность сводов и стен, а также столбы и барабан храма. Здесь можно увидеть более 80-ти композиций, каждая из которых имеет свой сюжет.

  • На самом верхнем ярусе изображены сюжеты, славящие Пресвятую Троицу
  • На втором и третьем ярусах рассказывается об истории Христа
  • Нижний ярус посвящен деяниям святых апостолов

В церкви Вы увидите уникальные картины с изображением событий, происходящих во дворцах и сказочных палатах, роскошных рощах и благоухающих лугах. Росписи изображают людей, которые заняты самыми обычными мирскими делами: они читают книги и строят жилища, крестят детей и пекут домашний хлеб, бегут от врагов и пожаров, веселятся и грустят. Внутри на столбах изображены русские князья.

В середине XVIII века резчиками под руководством мастеров Быкова Макара и Золотарева Петра был создан великолепный пятиярусный иконостас, выполненный из липы и покрытый позолотой.

Самой большой популярностью в Троицком соборе пользуется Тихвинская икона, занимающая центральное место в иконостасе. Это точная копия знаменитой иконы Тихвинской Богоматери, в чудотворную силу которой верят многие прихожане. Чтобы подойти к Тихвинской иконе в праздничные дни, верующим приходится выстоять в длинной очереди.


Упадок при Петре Первом

Приход к власти Петра Первого, внука Михаила Романова, стал разрушительным для обители. В годы его правления с монастырской звонницы часть колоколов снимается и переплавляется для военных нужд. Для Петра насущные интересы государства были превыше всего.

Многие царские указы способствовали тому, что обитель пришла в упадок. Когда в 1721 году в Ипатьевский монастырь был назначен новый архимандрит Гавриил, он признал, что большинство строений находится в ветхом состоянии.

Впервые обитель стала местом заточения: за крепостные стены попали греческие монахи-просветители Иоанникий и Софроний Лихуды, приглашенные ранее из Греции для перевода богослужебных книг.


Дальнейшая история

В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северной стене были сооружены Екатерининские ворота. Построенные в стиле барокко, оформленные триумфальными арками они стали главным въездом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.

В 1837–1863 годах под руководством архитектора Константина Тона проводится реконструкция монастыря. Строятся защитные сооружения от паводков и оформляется фасад обители, возводится пятиглавый храм Рождества Пресвятой Богородицы. Симметрично Зеленой башне в 1841–1863 годах была построена надвратная шатровая церковь Хрисанфа и Дарьи в русско-византийском стиле.

В 1919 году обитель была упразднена, а все главные ценности перевезены в Москву. В 1934 году была уничтожена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. На территории Ипатьевского монастыря размещались детский приют и военные казармы, стадион и танцплощадка.

Первое богослужение после закрытия обители состоялось в 1989 году, а в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община.


Телефон

8 (4942) 37-22-41


Официальный сайт

ipatievsky-monastery.ru


С обителью связана история Ипатьевской летописи, найденной в 1814 году писателем Николаем Карамзиным. Рукопись является важным документом, описывающим историю Юго-Западной Руси до конца 13 века.

Ипатьевский монастырь — это памятник архитектуры XVI–XVIII веков и одна из древнейших и самых красивых обителей России.

поделиться:

поделиться:




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.